Фестиваль промышленного дизайна DMY-Berlin 2011. Репортаж с места событий

В Берлине прошел впечатляющий по масштабам ежегодный фестиваль промышленного дизайна DMY-design 2011. В первые летние дни (фестиваль проходил с 1 по 5 июня) здание бывшего берлинского аэропорта «Темпельхофф» заполнили произведения промышленных дизайнеров со всего света. На выставке были представлены как уникальные прототипы, созданные студентами арт-вузов и начинающими дизайнерами, так и образцы фабричного производства от уже состоявшихся дизайн-брендов.

Текст: Саша Шилклопер, специально для Comics Industriesа

Основанный в 2003 году фестиваль DMY (International Design Festival) теперь является в Германии вторым по величине мероприятием подобного рода. DMY — место, где можно встретить совершенно неожиданные комбинации, чего никогда не найдешь на мебельной мессе. Здесь дизайн граничит с самыми разными сферами: искусством, физикой, математикой. Выставочный зал был полон разного рода волшебных перевоплощений и сюрпризов.

Обычные лопаты вдруг начинали святиться, земля на глазах покрывалась растущими с невиданной скоростью грибами, развешанные на веревках окорока и колбасы оказывались сделанными из глины, а самые обычные (на первый взгляд) вазы с каллиграфическими орнаментами представали нарисованными телами живых змей.


Основатель DMY Йорк Суерманн — об условиях развития дизайна в Берлине
Основатель DMY Йорк Суерманн (Jörg Sürmann) живет в Берлине с 1993 года, работал дизайнером в лаборатории дизайна «Garderobe 23», а в 2003 году запустил проект DMY International Design Festival.

— DMY-design — это крупнейшая в Германии экспериментальная дизайн-платформа, открытая для исследований в области мирового промышленного дизайна. Мы рассматриваем формат фестиваля как диалог, коммуникацию в мировом пространстве дизайна.

Поэтому не ограничиваемся выставкой продуктов дизайна, а исследуем его «материю» при помощи докладов, обсуждений и конференций, а также практических воркшопов, во время которых участникам предоставляется возможность не только смотреть, но и самим создавать объекты.

Задача DMY не только показать новые продукты дизайна, но и стимулировать к размышлениям о нашей жизненной ситуации в целом, открыть глаза на окружающий нас мир. Таким образом выставленные на DMY предметы дизайна — не только часть нашего нового быта, это символы современной реальности, а что вы в них увидите, дело каждого.

Валенки и шишки

Среди участников фестиваля были русские дизайнеры: Алексей Петров из студии Funkel (Москва) представил светильник «Баба Валя», выполненный в форме традиционного русского валенка, а Pavel Eekra (Кулешин) появился на выставке с органическими лампами-шишками.

Войлочные светильники «Баба Валя», навеянные ощущением холодной русской зимы, особенно нравились азиатским гостям. Многие улыбались, сравнивали лампы с маленькими животными и гладили их «теплые затылки».

Подвесная лампа «Крымская шишка» Павла Эктра тоже отдавала особым колоритом: ведь где увидешь еще такие шишки, кроме как на наших родных елках да соснах. Сквозь «чешуйки» из натурального шпона проникал неяркий свет, создавая своеобразные ритм и необычное свечение лампы. Абажур светильника состоит из 64 элементов, скрепленных шурупами, и не имеет внутреннего каркаса. «Шишко-лампы» выполнены из натурального дерева (бука).

Также в павильонах выставки можно было увидеть лампу-пуповину из ниток от итальянца Salvatore Franzese; машину, штампующую на виду у зрителей готовые стулья (Dirk Vander Kooil, Эйндховен); инсталляцию из пакетов с краской, капающей на диван от Visual Prostitutes (Нью-Йорк), чайники с несколькими носиками; мягкие кресла с морщинами, как у старой женщины, рогатые вешалки, вязаные вазы, интерьеры-трансформеры и прочие чудеса дизайна.

Фокус: финский дизайн

В фестивале принимали участие более 500 дизайнеров со всего мира. В 2011 году акцент был сделан на финском дизайне.

Выбор был обусловлен тем, что именно Хельсинки был назван столицей мирового дизайна 2012 года (World Design Capital). Об этом известил Международный Совет по промышленному дизайну (ICSID) 25 ноября 2009 года на Всемирном дизайнерском конгрессе в Сингапуре. До Хельсинки почётного звания удостаивались Турин (2008 г.) и Сеул (2010 г.).

В преддверии следующего всемирного дизайн-конкурса гости из Финляндии представили в Берлине образцы финского промышленного дизайна.

Спектр представленных работ позволяет проследить историю развития северного дизайна, его эволюцию в пространстве между природой и hi-tech технологиями, между традицией и современностью.

Хельсинки неспроста выбран столицей дизайна 2012 года. Финны известны своим функциональным и эстетическим подходами к обживанию пространства под девизом «делать предметы вокруг себя своими друзьями и повышать качество жизни».

Член жюри фестиваля DMY Икка Суппанен (Ikka Suppanen) о финском дизайне:

— В связи со стремительным процессом модернизации за прошедшие 60 лет Финляндия пережила серьезные социальные перемены. Возможность технологичного производства высококачественных дизайн-продуктов привела к общественной идее гуманистического дизайна — дизайна для всех и каждого.

Перечислим несколько финских дизайнеров и брендов, представивших свои работы на DMY. Antti Suhanko привезла коллекцию ламп-прототипов из березовой фанеры, экономящих место и материалы на упаковку удобной конструкцией.

Элина Ярвинен (Elina Järvinen) — Набор табуреток 4Some

Александр Лервик (Alexander Lervik), владелец собственной студии LervikDesign, представил зрительскому вниманию светящуюся скамью-качели из прозрачного акрила, M&M — кресло-качалку, Элина Ярвинен (Elina Järvinen) — деревянные табуреты, которые складываются вместе, подобно птичьему гнезду («чтобы в доме всегда кто-то был»).


LervikDesign — Светильник-качели Sense Light Swing

Jesse Pietilä приехала с бионической структурной стеной, служащей ажурной ширмой, которая разделяет жилое пространство, играя со светом и ритмом теней. Тимо Нисканен (Timo Niskanen) разработал настольную лампу-кольцо, которая включается и выключается монеткой, вставляемой в слот. Это служит поощрением пользователю за то, что он вовремя погасил свет и сэкономил электроэнергию. А Jakob Schenk выставил универсальную проволочную систему подставок, на которые можно класть плато из любых материалов.

Тимо Нисканен (Timo Niskanen) — Настольная лампа Change

MakerLab: лаборатория идей

Однако на фестивале можно было не только посмотреть на работы, привезённые гостями из Финляндии. В рамках открытой креативной студии MakerLab дизайнеры моделировали новые объекты вместе с посетителями, вовлекая участников в творческий эксперимент дизайн-лаборатории. С момента запуска в 2010 году DMY MakerLab зарекомендовала себя, как неотъемлемая часть фестиваля. В этом году импровизированная творческая лаборатория заняла целых 300 квадратных метров площади.

MakerLab руководствуется принципами открытого дизайна и устроена по принципу станций-мастерских: каждый может задержаться и принять участие в производстве нового, собственноручно исследуя материалы и технологии.

Времена года и сопутствующее им оформление, будь то одежда, предметы интерьера и прочие детали, всегда были социально-важным элементом в Финляндии. Студия Marimekko из Хельсинки провела воркшоп под названием «Почему бы не вместе? Четыре времени года с Маримекко».

Идея этой станции-мастерской заключалась в выражении ощущений участников, связанных с изменением времен года, при помощи моделирования из цветных лоскутков.

На станции немецкого проекта «Fungiutopia» участники опробовали новые технологии выращивания грибов. Организаторы воркшопа акцентировали внимание на грибах как полезном материале, который используют в пище, медицине, удобрениях, а также на том, как можно вырастить грибы в городских условиях.

Проект «Fungiutopia», авторами которого стали Laura Popplow, Tine Tillmann и Kyra Porada, был реализован при поддержке Австрийского исследовательского центра (Research Center Austria) и художественной академии KHM (Кельн).

Pixelache — фестиваль дизайна электронного искусства и субкультур Хельсинки представил в Берлине два проекта: свободное программное обеспечение от OHANDA и темпоральную фото-лабораторию The TpED Worklab, демонстрирующую возможность перевода энергии света в электроэнергию при помощи пищевых продуктов. Эксперимент требовал полного погружения, однако мы, проведя на станции около часа, так и не смогли уяснить для себя, как из клубничного варенья получается электричество.

Фестиваль завершился торжественным финским марктом на свежем воздухе — vip-буфетом, состоящим из финских деликатесов. Дизайнеры, выстроившись в очереди, с удовольствием вкушали незамысловатые блюда финской кухни, о большинстве из которых услышали только впервые.

Фото: Саша Шилклопер. Также использованы материалы с .

  • 1800 грн
  • 680 грн
  • 452 грн
  • 740 грн