Маттео Тун (Matteo Thun): «Вещи должны приносить радость»

Он любит экологию и дизайн и не любит давать интервью, поэтому все его высказывания в медиапространстве сводятся к минимуму информации. Маттео Тун (Matteo Thun) предпочитает, чтобы о нём вещали его работы, которые, по мнению Маттео, наилучшим образом раскрывают личность. Как бы он не относился к своей биографии, без личной истории читатель вряд ли сможет понять всю многогранность таланта «звезды» итальянской дизайна.


Кресло из коллекции Casegoods. Производитель: Driade. 2007

Родился Маттео в 1952 году в небольшом городке Больцано в Италии. Правда, учиться основам своего ремесла парню довелось за границей. В австрийском Зальцбурге он постигал премудрости дизайна в Академии Искусств под влиянием Оскара Кокошки, крупнейшей фигуры австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.

После обучения родные земли снова потянули Маттео. Он вернулся в Италию, где продолжил обучение во Флоренции, колыбели мирового искусства. Встреча с Этторе Соттсассом стала поистине знаковой для начинающего дизайнера. В Милане Тун впервые приобщается к групповому творчеству, став в 1980 году одним из основателей сообщества «Memphis».


Слева направо: чайник «Cuculus Canorus» (1982 г.), ваза «Titicaa» (1982 г.), пепельница «Api» (1981 г.)

Эта группа имела большое влияние не только на итальянский, но и на весь мировой дизайн. Её члены активно противились устоявшимся канонам 70-ых годов. Их голос был направлен против «гладкого», бестелесного дизайна того времени. Присущий 70-ым минимализм, который звучал для бунтарей как бескомпромиссный приговор индивидуальности, сменился буйством красок и разнообразием форм уже в начале 80-ых.

Некоторые адепты дизайна критиковали деятельность группы, считая её работы достаточно «поверхностными». Но её члены бодро отталкивали всякого рода обвинения, придерживаясь своей линии на пути к возрождению того, что они называли «radical design movement», пропагандируя новый, креативный подход в дизайне.

Маттео работал в группе на протяжении четырёх лет (с 1980 по 1984). За этот период он создал множество предметов повседневного обихода, от пепельниц и солонок до мебели. В его работах в первую очередь обращаешь внимание на необычный вид, а уж только потом начинаешь задумываться про их бытовое назначение.

После плодотворной работы в сообществе единомышленников, в 1984 году Маттео решает открыть собственную студию там же, в Милане. Сейчас его группа Matteo Thun & Partners разрослась до огромных размеров. В ней работает около 50 профессионалов в разных областях архитектуры и дизайна (графическом, мебельном и дизайне всевозможных предметов повседневного обихода).

Коллекция для ванных Muse. Производитель: Catalano. 2008

«Семейные корпорации» в Италии давно стали каноном. Не отступается от этого правила и Маттео Тун. В компании ему удалось создать атмосферу равенства и взаимопонимания. Благодаря этому между сотрудниками происходит постоянный обмен творческими идеями, которые с лёгкостью воплощаются в жизнь. Ведь дизайнер убеждён, что без слаженной и быстрой командной работы его бизнес не может оставаться успешным, поскольку тенденции сменяют друг друга с поразительной быстротой, особенно в наше время. Главный девиз компании: «Вещи, которыми пользуешься ежедневно, должны приносить радость». От этого принципа корпорация не отступается уже почти два десятилетия.

В архитектуре Маттео стремится к чистоте форм. По его мнению, это позволяет работам оставаться вне времени, становясь «живой классикой». Его философию можно определить одним парадоксальным выражением «ZERO Design». Отыскать сущностный характер предмета, точку отсчёта, воображаемый ноль координатной прямой – ключевой момент в его работах.


Сборный домик (префаб) «O Sole Mio». Клиент: GriffnerHaus. 1993

Маттео не забывает и о принципах экологии, сращивая свои эко-идеи с архитектурой. «Экотектура» (соединение слов «экология» и «архитектура»), по словам дизайнера, — не просто модное направление, а актуальное и неизбежное веяние времени. Он искренне влюбляется в свои творения, давая им самые ласковые названия. Например, дом, спроектированный более 15-и лет назад, который полностью работает на энергии солнечных батарей, он назвал не иначе как «O Sole Mio».

Помимо практической работы Маттео делился своим опытом с будущими дизайнерами на протяжении 17-и лет, преподавая факультете дизайна в Университете прикладных Искусств Вены (1983-2000). По словам Маттео, для него этот опыт оказался бесценным: «Когда ты год от года общаешься с молодыми людьми, чьи головы доверху переполнены креативными идеями, ты сам постоянно находишься в тонусе, вновь пропитываешься юношеским максимализмом и дышишь свежим воздухом перемен». В этот же период времени, с 1990 по 1993 годы Маттео работает креативным директором компании Swatch.

За свой дизайн Маттео Тун не раз удостаивался престижной международной премии «Золотой циркуль». А за проекты по оформлению отелей дизайнер получил множество призов: «Отель года 2001» за работу Side Hotel в Гамбурге (Германия), «Wallpaper Design Award 2004» за Vigilius Mountain Resort, «Worldwide hospitality awards 2005» за Radisson SAS Hotel во Франкфурте-на-Майне.

Side Hotel, Гамбург, Германия, 2001

В жизни Маттео, помимо дизайна, есть множество вещей, которые приносят ему истинную радость. Он очень дорожит своей семьёй, и в одном из интервью заявил, что самая серьёзная неудача в его жизни может быть связана лишь со страхом потери близкого человека.

Любимые поэты:
Гарсиа Лорка

Любимый сказочный герой:
Дональд Дак

Любимая сказочная героиня:
Барбарелла

Любимые художники:
Караваджо, Поллок

Любимые имена:
Имена небесных светил

Любимый цвет:
Цвет восхода солнца

Комплекс «Edelweiss», возведённый в известном горнолыжном курорте Качберг, включает в себя две башни «Edel» (14-этажное здание на 37 апартаментов) и «Weiss» (здание из 10 этажей и 25 апартаментов). Оба здания прекрасно гармонируют с ландшафтом австрийских Альп.

Чашки для эспрессо известных брендов Lavazza, Meinl, Illy — тоже его рук дело.

Дизайн из лиственницы Маттео Тун выдержал в стилистике ванны Офуро, основного элемента традиционной японской бани.

Маттео Тун — Офуро

Side Hotel, Гамбург, Германия, 2001

Холл отеля. Side Hotel, Гамбург, Германия, 2001

В дизайне отеля Vigilius Mountain Resort, что был возведён на горном хребте над Мераном (Южный Тироль), современный пуризм и исконные альпийские традиции сливаются в новом стиле «альпийского модерна». Гостиница, состоящая из 35-и номеров и 6-и сьютов, была построена на основе старинного 250-летнего сельского дома. Наружные стены здания выполнены из глины, дерева и глины.

Vigilius Mountain Resort, вид снаружи. 2003 год

Стратегический бизнес-центр Hugo Boss Industries, Колдрерио, Швейцария. 2006 год

Многофункциональный комплекс Tortona 37, Милан, Италия. 2009 год

Коллекция светильников Sconfine со светодиодными модулями «Lexel» позволяет создать условия естественной освещенности в любое время суток в ресторане, холле, баре или магазине. В линейку Sconfine – вошли подвесные, потолочные и настенные светильники. Названиям моделям даёт чётко выраженная геометрическая форма подвесных, потолочных и настенных светильников: сферы (Sconfine Sfera), куба (Sconfine Cubo) и линии (Sconfine Linea). Параллельно с одиночными светильниками предусмотрена возможностью использования модульных конструкций.

Светильники Sconfine Sfera в Tortona 37. Производитель: Zumtobel. 2008 год

Светильник Ciria. Клиент: Zumtobel. Награда: iF Product Design Award 2010. 2009 год

Отель Nhow, Милан, Италия. 2006 год

Текст Анжелики Кузьминой, специально для Comics Industriesа

  • 125 грн
  • 1600 грн
  • 644 грн
  • 690 грн