Павел Гудимов (Pavel Gudimov). Материал — ничто, идея — всё

Гудимов

Арт-центр Я Галерея, архитектурная мастерская, издательство, студия графического дизайна, музыкальная группа, киноклуб, образовательный центр с библиотекой, в котором проводятся круглые столы и дискуссии, мастер-классы и лекции художников, дизайнеров, фотографов… Холдинг //гудимов арт проект охватывает основные культурные направления развития современного украинского общества. И у истоков всего этого стоит архитектор по образованию и призванию, музыкант, один из основателей популярной украинской группы «Океан Эльзы», куратор и коллекционер украинского современного искусства Павел Гудимов.

Гудимов

Арт-центр Я Галерея в Киеве. Дизайн: Павел Гудимов и Я Дизайн (2007)

Побывав на мастер-классе Павла в арт-центре Я Галерея на Волошской, мы не могли упустить возможность пообщаться с организатором и главным вдохновителем этого крупномасштабного проекта, способного влиять на становление и развитие современного украинского общества — как интеллектуально, так и духовно.

— Что было вначале: слово, музыка, дизайн? Как зарождалась идея того, что впоследствии переросло в арт-центр Я Галерея?

— Всё началось с моего переезда в Киев. Это произошло 10 лет назад, когда с группой «Океан Эльзы» мы все перебрались сюда и оказались в таком районе, как Оболонь (Авт. — Историческая местность на севере Киева, на правом берегу Днепра, основная застройка современного жилого массива которого была выполнена в 1974—1980). Для меня, как человека, родившегося и выросшего в центральном районе Львова, среди всей красоты его старинных улочек, переезд в 16-тиэтажку на Оболони было определённым шоком. Как-то очень хотелось восполнить отсутствие эстетического окружения ещё чем-то, помимо музыкальных занятий, концертов, записей, репетиций. И в первый же год жизни в Киеве я начал заниматься предметным дизайном.

Гудимов

Офис //гудимов арт проект на ул. Хорива. Фрагмент холла (2008)

Квартиру снял с условием, чтобы она была абсолютно без мебели, чтобы наполнять ее по своему усмотрению. По разным объявлениям приобрёл несколько интересных винтажных вещей, среди которых был, например, польский шкаф периода ар-деко 30-х годов, каким-то образом сюда занесённый. А всё остальное я попытался сделать собственными руками и продолжить тему, которую начал ещё во Львове: развития современного скандинавского минимала, органично сочетаемого на нашей украинской территории.

Так я существовал несколько лет, в этой очень близкой мне по духу среде, которую я условно называл «аскетичной». А со временем пришло понимание того, что дико не достаёт другой деятельности, помимо музыкальной. Тогда я приобрёл квартиру на Подоле, в районе, наиболее мне импонировавшем — своей разношёрстностью, «нажитостью», творческой энергией, которой наполнен каждый переулок, двор, улочка. Скооперировавшись с партнером, так же «неровно дышавшим» к дизайну, мы открыли шоу-рум для дизайнеров.

— Мебельный салон?

— Возможно, я неправильно сформулировал само название — «шоу-рум», которое сейчас приобрело коммерческий оттенок. Однако я вкладываю в него иной смысл: это интерактивное место, куда люди могут прийти и посмотреть предметы искусства, поговорить о дизайне, встретиться с авторами работ, заказать или приобрести авторский аксессуар.

Гудимов

Мастерская «Я Дизайн». Рабочие места (2005)

Наш шоу-рум размещался на первом этаже одного из подольских домов по улице Почайнинской и был открытым офисом, наполненным предметами дизайна, которые я проектировал, опираясь на стилистическую основу «тёплого минимализма» или аскет-дизайна, где материал — ничто, идея — всё. А значит, полное отсутствие пафоса, простота цвета и формы, лаконичный декор, интерьер обязательно дополнен предметами искусства. Здесь были созданы коллекции «Куб», «Ход конём», здесь можно было увидеть экспериментальные работы с современным витражом, фото-мебелью…

Для того, чтобы расширить рамки и углубиться в интересовавшие меня творческие пласты, я стал показывать в этом небольшом пространстве (около 40 квадратных метров) работы современных украинских художников. Через два с половиной года мы расстались с партнёром, который думал, что это будет в первую очередь бизнес-проект, — и я целиком и полностью смог посвятить себя развитию в области современного искусства и дизайна.

Гудимов

Павел Гудимов

— А как воспринимали такой стиль ваше окружение, потенциальные заказчики? Какой бы ваш первый успешный проект?

— В то время такой стиль воспринимали очень новаторски, часто возникал вопрос: разве в этом можно жить? Иногда даже звучали обвинения в наш адрес. Тогда было увлечение псевдороскошью в самых извращённых формах, и мы, действительно, смотрелись «скудненько, бедненько, чистенько», да ещё говорили об искусстве… Но время лечит. Мы удержали свою линию, свой формат, не допустили раскола и — что важно — никогда не фальшивили.

Все предметы в шоу-руме были авторские, а уже через полгода после открытия у нашей архитектурной мастерской появился первый заказчик и первый воплощённый проект, получивший название «Дом с камертонами». Неожиданно для нас он попал на обложку российского журнала «Идеи вашего дома» и в 2005 году получил вторую премию на международном конкурсе «Интер’year» в категории «Жилое пространство».

Гудимов

Дом с камертонами. Кухня (2004)

Заказчик — бизнесмен — дал нам полную свободу действий, чем мы сполна насладились. Уверен, что этот интерьер не утратил актуальности и по сей день, хотя прошло уже более 5 лет. Все предметы были сделаны по оригинальным чертежам, в магазине покупались только некоторые светильники.

Интерьер нес в себе выразительные черты скандинавского направления: прямые углы, простые формы, натуральное дерево (ясень, дуб). Плюс авторская керамика, выполненные мною светильники (например, «Самолёт»), работы украинских фотографов, нефигуративная живопись… После того, как объект попал на обложку уважаемого издания, стало значительно легче. Это придало определённой уверенности.

Гудимов

Дом с камертонами. Гостиная (2004)

Зонтичный бренд Гудимов Арт-Проект (Киев, Украина) — это:
— Я Галерея, расположенная в двух помещениях: на Хорива, 49Б (галерея, офис и терраса) и Волошской, 55/57 (исключительно галерейное пространство).
— Архитектурная мастерская Я Дизайн, выполняющая проекты частных и общественных помещений
— Креативная группа «Акцент», занятая в сфере графического дизайна и рекламы
— Издательство Артбук, выпускающая книги и каталоги по дизайну, искусству, фотографии
— Группа Гудимов
— Образовательное направление, представленное мастер-классами и лекциями художников и дизайнеров, а также библиотекой
— Киноклуб А Кино Андрея Алфёрова
В 2010 году приоритетом является годовая программа «Генофонд» арт-центра Я Галерея, направленная на поддержку молодых художников.

— А когда открылся офис на Волошской?

— Через три года нашей работы я почувствовал, что надо меняться, и так называемое скандинавско-киевское направление может быть тупиковым. Я начал вводить в интерьеры элементы брутальности, и это было началом следующего этапа развития мастерской Я Дизайн.

В 2005 году мы переехали в новый офис на Волошскую. Теперь у нас было больше пространства, помещение располагалось в новом доме, хотя и было страшно неудобным. Здесь мы начали проводить выставки украинских художников на новом уровне. Мы сделали брутальную коллекцию авторского света «Ностальгия», вызвавшую значительный резонанс.

Гудимов

Светильник «Дерево» из коллекции «Ностальгия» Павла Гудимова (2005)

Это был своеобразный взгляд в будущее (а значит — в сегодняшний день), в котором лампочка накаливания стала историей: её уже запретили в Европе, появляются активные энергосберегающие лампы. Для этой выставки я изготовил около 100 прототипов различных светильников, показав другую грань, другое направление нашего объединения — предметный дизайн. Многие из этих светильников до сих пор ещё где-то живы, что-то осталось здесь, что-то раздарилось, что-то купили.

Работа над «Ностальгией» натолкнула на мысль, что брутализм, который в соединении с эстетикой лофтов или даже классики, а также большой долей произведений искусства, создавал как бы совершенно другое измерение.
Именно в этот период мы и стали активно развивать тему аскет-дизайна.

Гудимов

Светильник «Loft» из коллекции «Ностальгия» Павла Гудимова (2005)

— Паша, насколько я понимаю, этот термин — ваше собственное изобретение?

— Да, понятие аскет-дизайна, так же, как и «тёплого минимализма» вырастает из главенства идеи над материалом. В целом я тяготею к чистым пространствам. С одной стороны, такое пространство нейтрально, с другой — пластично.
Я не верю в минимализм как живой интерьер, особенно подходящий для нас, европейцев, которые, признаемся, в большинстве своём шмотники. Иная ментальность подразумевает другое отношение к вещам. Я знаю, что жизнь всегда вносит свои коррективы. Да, есть упорядоченность, есть ощущение чистоты. Но когда тема доведена до абсурда, она превращается в чисто рафинированное пространство, которое больше напоминает дизайн шоу-рума мебели.

Гудимов

Камин в гостиной, проект «Дом коллекционера» (2008)

Аскет-дизайн — отдельное самостоятельное направление. Стенка из кирпича, бетонный пол, винтажные батареи, фанерные конструкции, предметы мебели со своей историей… Возникают такие связи, такая система культурных кодов, которые связаны с историческим пониманием каждого предмета.

«Непричёсанные» интерьеры, с долей «лофтовой» небрежности, использованием простых, но настоящих и надёжных материалов, часто — включение в интерьер предметов с глубокой историей, и всё в восхитительном хаосе, созданном художником, — именно это я отношу к «новой роскоши», роскоши простоты. И в таком же стиле я реализовывал помещения Я Галерея на Хорива, 49Б и офисные помещения //гудимов арт проект

Гудимов

Архитектурная мастерская Я Дизайн на ул. Хорива (2008)

— А кого из западных архитекторов считаете близкими себе по духу?

— Большая доля уверенности приходила от зарубежных проектов Дэвида Аджайе, Джона Поусона, Herzog & de Meuron, Жана Нувеля… Абсолютным единомышленником считаю британца . Он тоже выражается в стиле аскет-дизайн, используя в своих проектах бетон, фанеру, натуральное дерево. Его архитектура стильная и лаконичная, ей чужды гламур и пафос.

Очень импонирует творчество . Начав вместе с Клаудио Сильвестрини над проектами в духе минимализма, в дальнейшем он показывает себя как великолепный теоретик и практик, чрезвычайно умный и тонкий человек, который способен углубиться в природу проекта, изучение, исследования. Поусон не замыкается на одной узкой сфере: он может выпустить книгу по сервировке стола, провести восхитительную реконструкцию заброшенного монастыря Нови Двур в Чехии, пишет книгу «Минимум» — и большую статью о связи приёмов классической архитектуры и нового времени, где сопоставляет архитектурные приемы и детали Средневековья и Ренессанса с архитектурой модернистического и современного периода. В наше время он занимает нишу Ле Корбюзье в 20 ст. Поусон делает не так много, но каждый проект — это высший пилотаж!

Мне интересно наблюдать за его дальнейшим развитием. Возможно, он пойдёт по пути , из оригинальных архитекторов превратившихся в создателей глобальных форм, за которыми стоят не отдельные личности, а целая структура из сотен сотрудников по всему миру. Конечно, новое здание галереи Tate Modern — это гениально. Однако мне намного ближе их исследования, связанные с малыми объектами.

Гудимов

Коридор мастерской «Я Дизайн» (2005)

— Отдельно хотелось бы осветить тему мастер-классов, которые проходят в галерее на Волошской.

— Это один из видов интеллектуального отдыха. За относительно небольшие деньги человек может получить ценные знания в разных сферах дизайна, архитектуры, живописи, которые могут стать отправной точкой и стимулом для дальнейших изысканий — профессиональных или любительских… Я очень уважаю Кругозор за то, что люди, там работающие, взяли на себя ответственность проводить вот такие вечерние курсы про все на свете.

Анонсы предстоящих мероприятий в Я Галерея можно увидеть у нас на сайте. Как вы смогли убедиться, некоторые мастер-классы провожу я сам. Есть практика работы с аудиторией, я читал лекции по коттеджной застройке, эстетике городов, современному искусству, музейной практике в, Я Галерея, различных университетах, Академии искусств, Киево-Могилянской академии и Университете им. Драгоманова.

Это даёт возможность высказать свои мысли и привлечь определённое количество людей в то направлении, в котором думаю я. И наоборот: люди, имеющие диаметрально противоположные взгляды на предмет обсуждения, имеют хотя бы шанс выслушать человека с другим мнением.

Гудимов

Экспозиция Тиберия Сильваши в арт-центре на Волошской 55/57

Гудимов

Я стараюсь давать сконцентрировано то, что считаю самым важным, плюс добавляю определённую долю критики. Критика, независимый профессиональный взгляд на вещи — это то, чего очень не хватает сегодня в различных сферах культуры. А если бы она присутствовала в достаточно влиятельном количестве и качестве, то, наверняка, у нас не было бы такой проблемы с архитектурой, более уверенно чувствовало бы себя визуальное искусство, современная классическая музыка, кино, дизайн…

Моя мечта, ни много, ни мало, — жить в культурной стране. Что такое культурная страна? Понимание этого, конечно, имеет широкие границы. Но по минимуму — это страна образованная и со вкусом.

Сайт архитектурной мастерской Павла Гудимова

Гудимов

//гудимов арт проект на ул. Хорива. Комната креативной группы «Акцент»

Гудимов

Терраса в Я Галерее на ул. Хорива

Гудимов

Гудимов

//гудимов арт проект на ул. Хорива. Комната для переговоров

Гудимов

Кабинет-гостиная в лофте на Подоле. Дизайн: Павел Гудимов и Я Дизайн (2004)

Гудимов

  • 4530 грн
  • 450 грн
  • 65 грн
  • 512 грн