Джордж Накашима (George Nakashima). История одного мастера

На просторных склонах тихого местечка Нью Хоуп (Пенсильвания, США) жил удивительный мастер — Джордж Накашима (George Nakashima). В его руках дерево превращалось в стулья, столы, шкафы и ещё множество полезных и прекрасных предметов, сохраняя при этом свой рисунок, фактуру и неповторимый характер. Становясь мебелью — оставалось деревом.

История его жизни богата яркими встречами и бурными событиями. Джордж Накашима (George Nakashima) родился в Споукэйне (Вашингтон) в 1905 году и вырос в лесах Олимпийской Пенинсулы, где приобрёл первые ремесленные навыки работы с деревом. Он получил степень бакалавра в Вашингтонском университете, звание магистра — в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1930 году, а также диплом Американской школы изящных искусств в Фонтенбло (Франция). После нескольких лет, проведённых в Париже, Джордж отправился путешествовать по миру. Затем он устроился на работу к — чешскому архитектору, пионеру архитектурного строительства Японии в стиле модернизма, жившему и работавшему в Японии и США. В качестве архитектора первых железобетонных строений Накашима был командирован в Пондишери (теперь Подучерри), на то время — главный город французских владений в Индии, на Коромандельском берегу. Здесь происходит встреча архитектора с индийским религиозным философом Шри Ауробиндо, одним из первых учеников и горячим последователем которого он становится.

Когда вспыхнула война, Джордж Накашима возвращается в США, перед этим приняв решение побывать в Токио. Поездка оказалась судьбоносной: в Токио он встречает свою будущую жену Мэрион. В 1941 они женятся, годом позже появляется дочка Мира, и в том же 1942 всю семью отправляют в лагерь Минидока (Айдахо, США). При поддержке Антонина Рэймонда Накашима смог вернуться к нормальной жизни и любимой работе. Семья поселилась на ферме в Bucks County – северном пригороде Филадельфии. В скором времени Джордж арендовал маленький домик на Aquetong Road, а затем купил участок земли, на котором построил дом и мастерскую. Здесь он смог в полной мере реализоваться как дизайнер и непосредственный производитель мебели из натуральной древесины.

По словам Накашимы, только через дерево нам предоставляется возможность непосредственного общения с живой природой. Он искренне полагал, что плотник обязан подарить дереву новую благородную жизнь в качестве полезного и прекрасного предмета. Также Джордж был уверен, что у каждой части целого – будь то самая маленькая упавшая или отрубленная веточка — существует только один идеальный вариант использования (либо же дальнейшего перевоплощения). Поэтому на мастера ложится огромная ответственность за то, чтобы выявить это идеальное предназначение и истинную форму — и в полной мере реализовать заложенный в дереве потенциал.

Кроме многочисленных наград от AIA и прочих известных организаций, в 1983 году Накашима получил орден Священного Сокровища (зуйхосё) от императора и правительства Японии за значительный вклад в культурный взаимообмен, сделанный его выставками в 1968 – 1988 годах. Последняя экспозиция американского матера японского происхождения — ретроспективная «Full Circle» в нью-йоркском Музее ремёсел (American Craft Museum) — состоялась в США. Куратор выставки Дерек Остергард (Derek Ostergard) назвал автора удивительных рукотворных работ «живым сокровищем» страны.

Джордж Накашима умер в июне 1990 года. Его дело продолжила жена, а затем дочь Мира. Теперь на территории семейного участка располагается комплекс из четырнадцати зданий – мастерских, музеев, студий… Каждое воскресенье сюда водят экскурсионные группы, члены которых могут познакомиться с историей мастера Накашимы, а также изучить и приобрести работы его учеников и последователей из ремесленной мастерской George Nakashima Woodworker, S.A. Все собранные от экскурсионной деятельности средства перечисляются в фонд Мира, учреждённый Джорджом Накашимой.









Читайте также:
Нори Моримото (Nori Morimoto). Светящиеся пни

  • 693 грн
  • 425 грн
  • 220 грн
  • 650 грн

7 комментариев

  • …Как провинившиеся куклы, два сломанных стульчика — в мастерской на стене висят… Грустные и печальные — «хозяин» их оставил…

  • Да уж, сохранить саму сущность дерева в мебели сможет далеко не каждый! Для этого нужна рука мастера!

  • два стула на потолке — єто очень символично, по-моему.
    а вообще жаль, что ни в России, ни в Украине подобных мастеров нет. я вот например очень хотел бы жить в чем-то похожем!

  • респект Накашиме за мастерство и респект Вам за то, что незнающим как я рассказываете о таких людях

  • …Проблема — в отсутствии таких красивых деревьев! В Юго-Восточной Азии — очень развиты такого рода промыслы. Особенно в Лаосе… Но тоже — очень дорого, хоть и много… И тяжело, не дотащить! = (
    P.S.А стульчики — одиноки до слёз…

  • Я в восторге творчеству мастера и оцекам нации.У нас в Лиеве имеется впечатлительные музеи композиций валунов и корней дубов под открытым небом…Они ждут внимания и оценки ценителей творчества природы.Приезжайте.Augustinas

  • Гармония, вот что есть в его творениях. Человек был в гармонии с собой и окружающим миром. И стулья дышат покоем, они совсем не одиноки. Просто, как все гениальное..

Добавить комментарий